вівторок, 7 квітня 2015 р.

Почему ваши дети плохо учатся



Катерина Ясько, психолог, эдуколог

После того как мы окончательно забрали старших детей из школы на домашнее обучение, меня часто спрашивают: чего не хватает общеобразовательной школе?
На эту тему ежегодно пишется много книг и монографий, говорятся речи, делаются попытки реформ, в Украине есть много освітян-новаторів, которые сейчас стараются вывести систему из многолетнего кризиса. Спасибо им, спасибо уникальным педагогам, которые вопреки системе остаются Педагогами в высшем смысле (мне повезло общаться и дружить со многими), спасибо инициативе "Нова Країна".
Но я не верю, в радикальные перемены в современной школе в ближайшие пять лет, а детей нужно растить Людьми уже сейчас. Объясню.
Последние полтора года нам "посчастливилось" прожить в России в связи с работой мужа в международной организации. Это был непростой, но полезный опыт - я смогла сравнить системы образования двух, как нам теперь кажется, настолько разных стран. До этого в Украине я возглавляла благотворительный фонд, мы занимались образовательными проектами в сфере дошкольного и школьного образования.
И вот мой скромный вывод: российская и украинская государственные системы дошкольного и школьного образования практически не отличаются. И там, и там математика, язык, физкультура, иностранный(е), литература, окружающий мир ("я у світі"), физика и химия. Отличие в языке преподавания, но не в принципах и ценностях. Нас эта схожесть напугала до такой степени, что, поменяв две школы, в середине учебного года мы с мужем решились на столь радикальный шаг, как "хоумскулинг" для двух младших школьников.
Я постараюсь поделиться своим взглядом на общеобразовательную школу сквозь призму требований к человеческому капиталу в стране, где основу экономики должны составлять инновации и творчество. А это единственный путь к устойчивому развитию и процветанию для страны в современном мире.
Если сильно упростить, то человека Человеком делают три вещи: способность к саморефлексии и эмпатии; воля (способность к саморегуляции и самомотивированию на исследование и познание, преодоление трудностей в процессе достижения целей и реализации своих ценностей); творчество (сотворение чего-то нового, желательно в помощь удовлетворению чьих-то реальных потребностей).
1) Постсоветская школа почти не учитывает элементарных знаний о детской возрастной нейропсихологии и потребностях детей на разных этапах развития их мозга.
Усадить 6-7-леток за прописи и математику на 35-45 минут, когда эмоционально-волевая сфера для такого вида деятельности созревает к этому возрасту лишь у 50% детей, с точки зрения нейропсихологии - верх невежества, а в социальном плане просто несправедливо.
В этом возрасте не бывает детей неуспевающих. Бывают дети, у которых недостаточно созрели стволовые структуры, базальные ганглии, ретикулярная формация или неокортекс(и тд), а с ними и механизмы внимания, произвольной саморегуляции, координации, моторики.
На сегодня детей с неврологическими особенностями (минимальная мозговая дисфункция, СДВГ, различный спектр аутизма, эписиндром, задержка речевого развития, дисграфия, дислексия, "тревожный радикал") из поступающих в первый класс около 30%.
Плюс эффект военной травмы (уже на национальном уровне), который без адекватного сопровождения не проходит бесследно. Целое поколение детей нужно будет после войны "отогревать и интегрировать". Большинству этих деток можно обеспечить полноценную качественную жизнь, но для этого школьные педагоги и психологи должны быть людьми новой формации, с новыми навыками и компетенциями, выходящими за рамки педагогики.

Один из примеров: интерактивные, занимательные способы нейрокоррекции и стимуляции, приводящие к максимально полному и органичному развитию мозга до 12-летнего возраста должны стать частью образовательной системы.
Когда мозговые структуры в достаточной степени не созрели и у ребенка нет внутренней потребности учиться, почти насильно впихивать в них правила грамматики и пунктуации - прямой путь привить отвращение к святому процессу познания. Полностью согласна с Джоном Мединой в том, что новая система школьного образования должна стать результатом совместных усилий лучших педагогов, психологов и (!)неврологов. Я бы еще добавила предпринимателей, но об этом дальше.
2) В эстафете за "освоением программы" система потеряла человеческое лицо. Общеобразовательная школа грубо игнорирует эмоциональные и физиологические потребности детей, особенно в младшей школе. Дети находятся в жестком режиме интеллектуальной деятельности и временами проводят в школе по 8 часов в день, вставая в 7 и возвращаясь домой под вечер.
Недосып и подобный режим активности провоцирует постоянный стресс, повышение уровня кортизола в крови. Детской нервной системе тяжело справляться с необходимостью быть в постоянном тонусе среди еще 25-35 человек, в силу возраста и разных подходов родителей к воспитанию склонных нарушать личное пространство и границы друг друга (физические и эмоциональные).
Мозг переключается в режим "выживания", в котором долго пребывать не может. Ослабляется иммунитет, дети начинают болеть, поскольку бегство в болезнь - один из самых простых способов смягчить эффекты стресса. В состоянии постоянного напряжения о творчестве не может быть и речи.
Общеобразовательная школа не учит детей эмоциональному и социальному интеллекту. Часто общение с некоторыми педагогами заканчивается психологической травмой, поэтому многие дети выходят из школы с нарушенной нервной системой. Такое состояние блокирует творчество (мозг просто не производит альфа-ритмы, которые отвечают за интеграцию мозга и способность находить нестандартные, творческие решения). Страдает интеллектуальный потенциал нации, способность к инновациям.
3) Нет лучшего способа сохранить здоровье ребенка, чем не отдавать его в общеобразовательную школу. Детям и взрослым жизненно необходимы регулярные физические нагрузки и сознательное отношение к своему телу, но я не верю, что навык заботы о своем здоровье можно привить путем посещения уроков физкультуры и "охраны жизни и здоровья" в той форме, как это преподносится в общеобразовательной школе. Около половины младших школьников, просидевших 4 года за стандартными партами, к 10 годам имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом: сколиозы I-II cтепени, плоскостопие, случаются даже межпозвоночные протрузии.
Как правило, перед окончанием младшей школы наши дети на плановой медкомиссии обзаводятся почти пожизненным диагнозом "нарушение осанки".  Диагноз  записывается в медицинскую карточку и остается там до очередной медкомиссии. В лучшем случае, родителям сообщают, что надо показаться хирургу-ортопеду в местной поликлинике, где тот назначает массаж, плавание, лфк. И с этого момента начинается борьба двух систем (образования и здравоохранения) за внимание и ресурсы родителей.
Одна система создала проблему, другая ее пытается решить, но первая не отстает и добавляет работы второй. И так системы кормят друг друга, ни на шаг, не приблизив человека к здоровью и личной ответственности за свое собственное "транспортное средство" на пути к счастью.
В погоне за оценками все больше школ отказывается от физического воспитания и качественных перерывов между учебной деятельностью. Школа не заточена на важнейшие принципы: забота о теле и работа с телом является фундаментальным способом нейрокоррекции и нейростимуляции, средством воспитания характера и долгосрочной инвестицией в успеваемость и устойчивое развитие детей.
Нынешняя система образования исходит из того, что детям "в связи с избытком энергии нужно подвигаться", но не культивирует осознанное и дружественное отношение к своему телу как к бесценному средству для воплощения собственных идей, желаний и целей. И для этого не нужно 45 или 90 минут тренировок.
Мало кто из педагогов понимает, что простые короткие упражнения для тренировки вегетативной нервной системы, например, приседаний, дыхательных упражнений и медитации, чередуясь с интеллектуальной работой, способствуют развитию самоконтроля и саморегуляции, нейрогенезу (процессу формирования новых мозговых клеток), регулируют выброс нейротрансмиттеров, которые способствуют умственному здоровью и когнитивной гибкости (серотонин, дофамин и норэпинефрин), укрепляют иммунную систему, повышают выносливость, помогают регулировать аппетит и противостоять негативному влиянию стресса.
Чистая прагматика: обучение детей самостоятельно заботиться о своем здоровье и эмоциональном благополучии через саморегуляционные механизмы собственного тела помогло бы значительно снизить затраты на медицинское обслуживание.
Здоровые сотрудники способны мобилизовать свой интеллект гораздо лучше, чем больные. В компаниях, конкурентоспособность которых зависит от креативности и интеллекта, такая мобилизация приравнивается к стратегическому преимуществу.
4) Современная школа нацелена на "впихивание" знаний, находящихся в 5-секундном доступе из любого гаджета.
Хотя на самом деле она должна быть нацелена на совсем другое.
Первое - формирование характера (благодаря многолетним исследованиями психологи вывели почти универсальный список качеств/черт характера, приводящих детей к успеху - это самоконтроль, выдержка, любознательность, добросовестность, настойчивость, оптимизм, уверенность в себе, гибкость, умение доводить начатое до конца, способность проявлять упорство в выполнении скучной и неблагодарной работы).
В некоторых западных школах помимо табеля знаний существует "табель характера".По моему мнению, с точки зрения формирования личности - фантастическое решение.
Второе, на что должна быть нацелена школа, - это на развитие мышления (то есть не ЧТО я думаю, а КАК я думаю), особенно критического мышления, в процессе которого интегрируются оба полушария и задействуется "высший мозг" - неокортекс.

Ситуация с одурманиванием 85% населения России проблемой фашизма в Украине и ростом агрессии и насилия во всех сферах - не что иное как результат советских  принципов образования. Образовательная система направлена на внушение и подчинение, а не навык адекватного восприятия и критического анализа информации, особенно на предмет эмоциональных манипуляций. У целой нации после "распятых мальчиков" и ужасов войны в Украине, которыми заполняется 50% новостного эфира, сознание переместилось на уровень лимбической системы - эмоции перекрывают левое полушарие и "верхний" мозг (неокортекс).
Так способность людей думать и анализировать атрофируется. В школе людей учат ЧТО (какие мысли) думать, но не учат КАК думать. Критическое мышление, умение поставить себя в позицию другого (multiperspectivism) и умение защититься от эмоциональных манипуляций – фундаментальные навыки для современного человека.
5) Живем в эпоху информационного общества, растим поколение Z, а система образования до сих пор не включает в себя институт наставничества/менторинга/тьюторства.
При нынешнем спектре возможностей реализации, от которых голова кругом идет, нет подготовленных специалистов, способных помочь детям разобраться в себе, в своих талантах, сильных и слабых сторонах, сформулировать ближайшие зоны развития, обучить тайм-менеджменту и управлению проектами (даже маленькими - на этом принципе, например, построена система project-based homeschooling), определиться с целями и оказать психологическую поддержку в процессе их достижения.
И вот здесь в образовательной системе очень не хватает предпринимателей, как "заказчиков" новых навыков и компетенций.
6) У нас нет времени ждать до 23 лет, когда дети закончат ВУЗ, получат какую-то бумагу сомнительной ценности и начнут обеспечивать себя. Опыт показывает, что к возрасту 12 лет дети могут развить в себе достаточно компетенций, чтобы частично закрывать свои потребности путем конвертации результатов своего творчества в личные блага (я не имею ввиду детский труд, запрещенный законом!).
Много лет подряд общеобразовательная система, как в школе, так и в ВУЗе была направлена на то, чтобы дети подольше оставались в роли "до-18-лет-ребенок", но времена изменились. Поскольку на государственную пенсию лучше изначально не рассчитывать (в лучшем случае пенсионный возраст будет продлен лет до 67 лет, как в Норвегии), у нас остается единственный вариант: развиваться самим, строить крепкие отношения в семье и помогать детям обрести навыки, которые помогут им быстрее становиться самостоятельными.
Тогда родитель из роли опекуна и донора быстрее переходит в роль друга и моральной поддержки. Вместо того чтобы бороться с системой, сознательным родителям предстоит принять личную ответственность за обретение детьми этих навыков и компетенций, находя для них другие формы образования.


http://life.pravda.com.ua/columns/2015/04/6/192158/

понеділок, 23 березня 2015 р.

Пенсия – отличный стимул ничего не делать



Елена Аркадиевна, бухгалтер, 52 года.
- Как вы относитесь к пенсионной системе которая действует на теперешний день?
- Отличная система. Я почти 30 лет просидела в одном из киевских НИИ, работая максимум 20-30 минут в день (сами понимаете какая нагрузка у бухгалтера в наших научных институтах). Да, возможно, зарплата была ниже средней, но ведь мне и не приходилось напрягаться. Кроме того, скоро я выйду на пенсию и мне вообще не нужно будет ходить на работу.
- То есть Вы считаете, что главное не напрягаться?
- Безусловно. Регулярные рабочие нагрузки вредны для здоровья, соответственно ничего не делая – вы проживете дольше. Да и кроме того, даже если бы я работала вдвое больше – ни на моей зарплате, ни на моей пенсии это никоем образом не сказалось бы.
- Но ведь Вы проживаете бесполезную жизнь – Вы ничего не приносите обществу или государству…
- А я и не считаю своим долгом приносить что-либо обществу или государству. Это государство и общество должно обеспечить меня зарплатой, а в дальнейшем и пенсией… ведь я честно плачу социальные отчисления и налоги с зарплаты. Я живу по правилам, которые выработало это самое общество.
- Что думают о Ваших взглядах Ваши дети?
- У меня нету детей. Дети – это лишняя обуза в жизни. Я смотрю как напрягаются другие женщины, которые решили стать матерями и радуюсь лишь тому, что их дети будут работать и своими отчислениями в пенсионный фонд содержать меня на пенсии.
- Спасибо, Елена Аркадиевна, было крайне неприятно с Вами пообщаться.
- Всего доброго, Егор Андреевич.

Владимир Петрович, заместитель заместителя начальника отдела кадров КГГА, 57 лет
- Владимир Петрович, как вы относитесь к пенсионной системе которая действует на теперешний день в Украине?
- Безусловно положительно. Она позволяет не задумываться о целях в жизни, позволяет спокойно плыть по течению. Что бы я не делал (а точнее сказать даже если бы я ничего не делал) – в старости у меня будет копейка на кусок хлеба и бутыль беленькой.
- Вы рассчитываете сейчас ничего не делать, а в старости стать алкоголиком?
- Уважаемый, я пью последние двадцать с лишним лет и в основном на работе, как видите алкоголиком я до сих пор не стал. Кстати, может накатим за знакомство.
- Благодарю, но мне уже пора.
- А ну тогда счастливо… Заходите еще, я ничем не занят с понедельника по воскресенье.


*все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно.

субота, 21 березня 2015 р.

Начинающие предприниматели чаще всего оптимисты

Я уже давно заметил, что люди, которые начинают свой бизнес, находятся в особом психологическом состоянии – они более активны, сосредоточены и конечно верят в «светлое будущее» своего дела.

Работая с многими из таких людей в течении 3-4 лет я убедился, что и по жизни они идут, глядя вперед и веря, что «все будет хорошо». Это, так сказать, их внутренний «моторчик», который и заставляет быть предприимчивыми. Бывают исключения, но в 90% тот кто начинает дело – верит в успех, а значит он оптимист… с такими людьми приятно работать :) 

пʼятниця, 20 березня 2015 р.

середа, 18 березня 2015 р.

Вірш


О Боже, мусиш нам пораду дати
Як нам Країну об'єднати,
З гори каміння скласти мур
Щоб не проліз ворожий щур.
Як так зробить щоб кожен знав,
Що він недарма не продав
За гречку й пільговий тариф
Своїх і братових синів.
В собі щоб кожен відчував
Тепло землі, яку ти дав,
Яку вже тисячі років
Бороним ми від гімнюків.



Шишенок Єгор. Київ - 2015

середа, 11 березня 2015 р.

Правда про русского оккупанта




В крови людской ты искупался
И не жалеешь ни о чем
Мерзавцем был, мерзавцем и остался
Всем миром проклятым хуйлом

неділя, 8 березня 2015 р.

Міцний мур

О Боже, мусиш нам пораду дати
Як нам Країну об'єднати,
З гори каміння скласти мур
Щоб не проліз ворожий щур.
Як так зробить щоб кожен знав,
Що він недарма не продав
За гречку й пільговий тариф
Своїх і братових синів.
В собі щоб кожен відчував
Тепло землі, яку ти дав,
Яку вже тисячі років
Бороним ми від гімнюків.


© Шишенок Егор 2015